Толковые словари определяют дизайн как «художественное конструирование» и «деятельность по проектированию эстетических свойств». Извечные спорщицы Физика и Лирика встречаются в этих определениях: дизайн — это эстетика плюс практика, искусство плюс утилитарность, красота плюс польза. В этом плане он относится ко всему, что нас окружает. Мастера по «художественному конструированию» ответственны за облик кружки и автомобиля, коробки пиццы и мобильного приложения, через которое вы делаете заказ, джемпера и шкафа, в котором он лежит, стула, на котором вы сидите и здания, в котором вы находитесь. От их профессионализма зависит не только то, приятно ли вам будет смотреть на вещь или объект, но и то, насколько удобно и безопасно будет им пользоваться, насколько вам захочется сделать его частью своей жизни.
Так что логично, что дизайном в разных областях занимаются не одни и те же люди — это понятие объединяет множество специализаций. И в них столько специфических знаний, требующих оттачивания навыков и учёта мелочей, что на изучение каждой из них можно потратить всю жизнь.
Там, где дело касается материальных объектов, всё вроде бы просто. Архитектурный дизайн — это проработка визуального плана будущего здания в чертеже с масштабом, ландшафтный касается благоустройства территории. Дизайн городской среды соединяет урбанистическое планирование, ландшафтный дизайн и архитектуру. Дизайн одежды, интерьера и транспортный занимаются соответственно костюмами, отделкой и обстановкой помещений и обликом авто, трамваев и самолётов.
С тем, что невозможно потрогать, могут начаться сложности. За какие-то направления так же понятно говорят их названия (саунд-дизайн — это про всё, что звучит в кино- и ТВ-производстве, театре, звукозаписи и так далее; световой дизайн — про любые источники света — от люстры до уличного фонаря и подсветки фонтана). Прочие, ввиду их новизны, остаются непрозрачными.
Чем разработка визуала полиграфии отличается от создания макета сайта? Может ли веб-дизайнер нарисовать мультик или игру? Расскажем поподробнее о разных областях и специализациях.
Иначе он называется «моушн-дизайн», или «графика движения» и подразумевает не только рисование мультфильмов (хотя и его тоже), но и оформление телевизионных эфиров, заставок, титров, видеоклипов и кино. Моушн-дизайнер должен быть подкован в целом ряде областей от графического дизайна до основ режиссуры и драматургии, а также уметь пользоваться современными графическими, 3D- и видеоредакторами.
Веб-дизайнер занимается проектированием сайтов: выстраивает логическую структуру, наиболее комфортно для посетителя и целесообразно подаёт информацию и всё это оформляет художественно в соответствии с фирменным стилем бренда.
Веб-дизайн — это гораздо больше, чем внешний облик сайта , это в первую очередь то, как он работает, и насколько помогает пользователю достичь своей цели (узнать, выбрать, купить и пр.). Поэтому специалист должен быть хорошо подготовлен во многих смежных областях — от веб-аналитики и основ рекламы до психологии и frontend-разработки.
Гейм-дизайн подразумевает создание содержания и формы геймплея (игрового процесса): условия победы и поражения, сложность, степень свободы и контроля во взаимодействии персонажа с окружением, то, из каких вариантов игрок сможет выбирать и многое другое.
Любая игра — компьютерная, мобильная, ролевая, карточная, коллекционная — это целый мир, который нуждается в глубокой и сложной проработке на разных уровнях. Каждому уровню соответствует своя, более глубокая практическая область — дизайн:
и так далее: с учётом разнообразия форм, видов и способов игр, возможных специализаций очень много.
Это современная форма рисовальной и печатной прикладной графики, тиражирования и внедрения средств визуальной коммуникации. Проще говоря, графический дизайн — это про то, как выражать идеи, ценности и смыслы через линии, формы, образы, изображения, шрифты.
Специализаций в нём не меньше, чем в игровом:
В зависимости от задач, для специалиста в этой области важны аналитическое и схематические мышление, понимание основ маркетинга, свободная ориентация в истории искусства, владение теорией цвета, знание соответствующих программных продуктов и методов вёрстки.
Дизайн дополненной реальности или иначе AR-дизайн позволяет с помощью смартфона примерить одежду и мейкап, пройти тест-драйв авто, прикинуть, как предмет мебели впишется в интерьер. Большой потенциал она имеет в развлекательных и обучающих проектах.
AR-дизайн предсказуемо отличается не только от работы с плоским 2D-экраном, но и от 3D. Внедрение цифровых элементов в реальный мир требует новых инструментов и нового взгляда на привычные предметы: дизайнер AR-продукта анализирует его адаптацию к поверхностям, потенциал движения, взаимодействие со светом, масштабирование в зависимости от габаритов пространства (стол-комната-открытая среда), учитывает особенности психофизиологии человека и многое-многое другое.
Приложения помогают компактно и удобно упаковать любой функционал — игровой, развлекательный, банковский, оздоровительный.
Особенности этой «упаковки» и взаимодействия пользователя с приложением диктуют особые требования к интерфейсу и удобству его пользования. Важные составляющие деятельности дизайнера мобильных приложений — работа с гайдлайнами для iOS и Android и в специфических редакторах, анализ путей взаимодействия пользователя с приложением, создание и тестирование прототипов на разных платформах. А также взаимодействие с разработчиками — то есть, он должен быть подготовлен и по технической части.
Дизайнер окружения отвечает за стилизацию среды: офиса, магазина, торгового центра, стадиона. Он делает пространство понятным и комфортным и одновременно брендирует его. Информационные блоки, оформление стен, айдентика, мебель и освещение, архитектурные формы и арт-объекты должны сочетаться органично и вписываться в единую концепцию.
Отдельное направление дизайна среды называется wayfinding, то есть, «нахождение пути». Оно занимается навигационными элементами — табличками, указателями, ориентирами.
От дизайнера требуется не только развитый художественный вкус и навыки рекламщика — он должен быть сведущ в архитектуре и физике, быть немного аналитиком и урбанистом.
Дизайнер упаковки — незаметный герой многих маркетинговых сенсаций. Красивый парфюмерный флакон запоминается вместе с названием, на нём написанным, но человек, который придумал этот флакон и облёк содержание в лучшую из форм, обычно остаётся в тени. А между тем, не зря говорят, что товар продаёт упаковка. Она — одновременно функциональный предмет, маркетинговый инструмент и мощная сила в создании имиджа: это может быть удовольствием — держать её в руках! Не менее важны удобство, интуитивная простота открытия, комфортное размещение информации, заметность среди прочих товаров на полке.
Дизайнер упаковки создаёт этикетки, коробки и ёмкости из разных материалов, пакеты, сумки и прочее, поэтому должен хорошо разбираться в физических и практических свойствах материалов. И, конечно, быть отчасти психологом.
Специалист по информационному дизайну преобразует неструктурированные данные в осмысленную, готовую к восприятию информацию. То есть, он технически и художественно оформляет сухие и разрозненные факты и цифры так, чтобы они были наглядны, чтобы их было удобно, просто и психологически комфортно считывать, а также эффективно использовать. Дизайнер иллюстрирует данные с помощью цвета, символов, изображений, визуализирует соотношения, передаёт идеи.
Дизайнер — экспериментатор, работающий на стыке огромного количества дисциплин: от графического и 3D-дизайна до когнитивистики и культурологии. Его услуги могут быть полезны не только в рекламе и маркетинге, но и в организации внутреннего документооборота, обучении и оформлении пространств.
Большинство перечисленных в этой статье дизайнерских специализаций отвечают за подготовку и создание продукта (будь то сайт, приложение, конкретный товар или их группа). И только продуктовый дизайнер работает с ним, когда он уже готов: поддерживает и развивает его, повышает его удобство, прорабатывает сценарии взаимодействия пользователя с ним.
Он анализирует взаимодействия с интерфейсом, с пользователями и разработчиками и вносит усовершенствования «в полях», поэтому является больше маркетологом, сведущим в дизайне и разработке. В зависимости от ситуации он способен принимать на себя роль дизайнера, аналитика, программиста или менеджера, корректировать курс развития проекта и заменять работающих по проекту специалистов — всё для того, чтобы совершенствовать продукт, делать его более востребованным и прибыльным.
Промышленный дизайн уходит корнями к идеологии революционной школы Баухаус и имеет целью улучшение внешних достоинств любых объектов массового производства — от посуды и бытовой техники до инженерных устройств, от ручки до космического шаттла.
Приоритет предметного дизайна — эргономичность, то есть, приспособленность предметов, объектов, программ к физическим и психическим особенностям человеческого организма для максимальной безопасности и эффективности пользования.
Промдизайн непосредственно смыкается с архитектурой (именно из неё вышли его основоположники). Специалист в этой сфере должен быть отчасти художником-оформителем, инженером-технологом и конструктором, и, конечно, разбираться в рыночных тенденциях.
Футуродизайн — проектная философия. Она занимается прогнозированием развития технологий и общества. Какие появятся производственные возможности и материалы? Что изменится в социуме и культуре? Что будет нужно и интересно людям новых поколений? Исходя из этих прогнозов футуродизайнер вырабатывает стратегии и концепции отдельных продуктов и среды обитания в целом. Его приоритет при этом — гармоничное развитие и улучшение качества жизни.
Футуродизайнер сродни писателю-фантасту, творящему вымысел, который отчасти сбывается. Так, создатели концепт-каров ещё в середине XX века начали рисовать низкие обтекаемые гоночные автомобили. То, что именно такая форма наиболее эффективна для набора максимальной скорости, подтвердилось позже в испытательных лабораториях.
Впрочем, футуродизайнер — не просто фантазёр, а инженер-проектировщик с опорой на фундаментальные знания.
Принцип экодизайна — гармония с природой. Его приоритет — защита окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла продукта или изделия — от проектирования до утилизации.
Сколько при производстве потребляется ресурсов? Откуда берутся сырьё и материалы? Соблюдают ли предприятия-поставщики экологические нормы и права работников? Корректно ли относятся к фермерам? Проводят ли тестирования на животных? Насколько безвредно использование продукта, насколько уровень выбросов, шума, вибрации соответствует международным нормам? Можно ли его сам и его упаковку повторно использовать, безопасно утилизировать?
«Зелёные стены» и вертикальные сады в архитектуре, натуральные необработанные материалы в отделке интерьера и предметном производстве, экокосметика, одежда из переработанного пластика и биоразлагаемая атрибутика — всё это про экодизайн.
Трёхмерная графика востребована не только в маркетинге, но и в науке и промышленности, например, в архитектурной и медицинской визуализации и создании моделей механизмов и деталей машин.
Чтобы придавать объектам графики объём и форму, сделать их эстетичными и реалистичными, моделлер должен отлично разбираться в геометрии, физике материалов и света, оптике, быть немного скульптором и уметь пользоваться огромным количеством специализированных программных инструментов.
UX — это информационная структура, уровень удобства и комфорта пользователя во взаимодействии с интерфейсами. В широком смысле это эмоции, которые пользователь испытывает, имея дело с программным продуктом.
UX-дизайнер анализирует потребности и поведение целевой аудитории, предугадывает её желания и реакции, строит логические схемы, проводит тестирования — и создаёт на этой основе эффективный прототип. По сути это проектировщик, инженер-маркетолог.
Разработанный UX-дизайнером прототип является техническим заданием для UI-дизайнера (от англ. user interface, пользовательский интерфейс). Он занимается визуализацией прототипа и проработкой графической составляющей интерфейса: цветовой схемы, кнопок, слайдеров, меню, иконок, иллюстраций, шрифтов. Удобно ли нажимать на кнопку заказа? Хорошо ли читается текст на разных устройствах? Правильно ли работает выпадающее меню? Всё это — юрисдикция UI-дизайнера.
То есть, если UX-специалист планирует, что именно пользователь будет делать на сайте или в приложении, то UI-специалист продумывает, как он будет это делать. Эти два направления настолько тесно связаны, что их часто совмещает один человек, тогда его профессия пишется через слеш: UX/UI.
Мы уверены, что каждый должен находиться на своём месте и делать то, что любит и умеет больше всего. Чтобы достигнуть целей максимально качественно, в минимальное количество шагов и только с целесообразными вложениями, обращайтесь к нам по всем вопросам из сфер, отмеченных картинкой с текстом «Мы это делаем!».
В тех, на которых стоит картинка с текстом «Мы делаем это для постоянных клиентов», мы компетентны, но предпочитаем применять эти компетенции только в границах собственных бизнес-процессов (чтобы не ступать на неизведанные территории этих весьма обширных областей и не рисковать подвести своих клиентов).
Наконец, изображения, на которых стоит картинка с текстом «Мы этого не делаем!», говорят о том, что конкретно этим видом дизайна мы не занимаемся. Но будем рады помочь вам в продвижении, когда проект будет запущен в работу.
Настоящая помощь малому и среднему бизнесу. Сайты в подарок при заказе продвижения или техподдержки! Рассрочка!
Делаем сейчас — платишь потом!