Сайты. SEO.
Хочу сайт
Хочу SEO
Хочу лендинг (╯°益°)╯彡┻━┻ Хочу отдохнуть!
Потеряли исходники?
Контакты
+7 (812) 318-74-97

Офис в Санкт-Петербурге

hello@web-industry.pro Подробнее

Тайный смысл картины — как его разгадать?

Стоя перед произведением искусства в музее, мы надеемся не только ощутить восторг и трепет, но и понять замысел автора. Однако пассивное созерцание не всегда приносит желаемый результат! Чтобы увидеть скрытый смысл, нужно приложить интеллектуальные усилия. Существует множество параметров анализа картин — чтобы не запутаться, начните с основных.

1. Контекст

Важно понимать, что в разные периоды времени искусство играло различные роли в жизни общества. Поэтому и произведения выглядят столь непохожими друг на друга. Например, первобытные люди изображали бизонов в пещере Альтамира не потому, что хотели показать красоту этих животных. Рисунок имел сакральное значение, был больше, чем просто картинкой. Нарисовав бизона, человек как бы получал над ним власть, что служило залогом удачной охоты.
В Средние века художники в основном преследовали просветительские цели, иллюстрируя библейские сюжеты для неграмотного населения. Именно поэтому авторы не пытались передать объём, сделать свои работы натуралистичными — задачи стояли другие. Прежде всего мастера стремились к ясности, избегая даже намёка на неоднозначность. Вот и ответ на вопрос, почему изображения того времени порой выглядят забавно: библейский текст передавался максимально наглядно. 

Посмотрите на фрагмент одной из миниатюр Бамбергского Апокалипсиса — рукописи XI века. Она иллюстрирует следующие строки: «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у неё – как бы венцы, похожие на золотые, лица же её – как лица человеческие» (Откровение Иоанна 9:7). 
Со временем искусство становится элитарным — сложные аллегорические сюжеты требуют от зрителя специальных знаний для их расшифровки. Это видно на примере картины художника Позднего Возрождения Тициана «Любовь небесная и Любовь земная». Предположительно, она должна была стать подарком на свадьбу секретаря Совета десяти Венецианской республики Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Работа наполнена символами! Девушка слева одета в белое платье, её голову венчает миртовый венок — знак любви и верности. А на заднем плане можно рассмотреть кроликов, олицетворяющих будущее потомство. На саркофаге изображена античная сцена избиения Адониса богом войны Марсом. Исследователи считают, что она намекает на пострадавшую репутацию невесты, первый муж которой был казнён за государственную измену. 
Представители импрессионизма — течения, возникшего во второй половине XIX века — создали абсолютно новый подход к живописи, сосредоточившись на передаче игры цвета и света. Не нужно искать богатства смыслов, просто наслаждайтесь!
Что касается абстрактного искусства, то тут следует иметь в виду, что художники не стремятся к схожести произведений с окружающим миром. Они скорее хотят рассказать о своих чувствах и мыслях, поделиться восприятием каких-то событий. Порой такие полотна даже не имеют названий, чтобы предоставить зрителям полную свободу восприятия.

2. Композиция

Нередко анализ формы приводит к более глубокому пониманию содержания. Как же анализировать композицию картины?

— Найдите композиционный центр. Ошибиться здесь сложно! Обычно это то, на чём взгляд останавливается в первую очередь — а значит то, к чему художник хочет привлечь наше внимание. Например, глядя на картину Карла Брюллова «Всадница», зритель в первую очередь замечает красавицу на лошади, а затем уже начинает разглядывать то, что вокруг: очаровательную девочку, собаку, пейзаж на заднем плане. 
Композиционных центров может быть и несколько, как на самой знаменитой картине того же Брюллова — «Последний день Помпеи». Здесь мы видим группы людей, у каждой из которых своя история: вот плачущий над телом мёртвой матери ребёнок, вот семейная пара с детьми пытается укрыться от надвигающейся катастрофы...
Композиционный центр — главное в картине, ключ к пониманию её сюжета. Постарайтесь понять, почему художник расставил акценты именно так? Что он хотел нам сказать?

Определите, где находится линия горизонта. Её расположение многое говорит нам о замысле художника. Если линия горизонта в нижней части картины, изображённые объекты выглядят монументальными. Яркий пример — портрет Ивана Шишкина кисти Крамского. Здесь подчёркнута значимость великого пейзажиста для русской художественной школы. 
Если линия горизонта располагается примерно на середине картины, это создаёт эффект присутствия — персонажи становятся близкими, зритель словно находится в их компании.

Как в случае с картиной голландской художницы Юдит Лейстер «Пирующая пара».
Высоко расположенная линия горизонта придаёт пространству эпическое звучание. Часто такой приём используется при создании пейзажей — зритель будто стоит на вершине высокого холма.
Поразмышляйте, чего добивался художник, располагая линию горизонта именно так? Какого эффекта хотел достичь? 

— Подумайте, можно ли назвать композицию открытой? Или она закрытая? 

Закрытая композиция — это вещь в себе. Создаётся впечатление, что за границами холста ничего нет (а если и есть, мастера это не очень интересует — и нас не должно). Картина абсолютно самодостаточна. Такой тип композиции характерен для адептов академической живописи.
Пространство картин с открытой композицией кажется беспредельным. Такой приём особенно любим художниками-романтиками. Посмотрите на полотно «Монах у моря» Каспара Давида Фридриха — крошечная фигурка почти теряется на фоне бесконечного, бескрайнего, грозного неба, сливающегося с морем.

Как видите, картины с открытой и закрытой композицией воспринимаются совершенно по-разному. И художники делают выбор в пользу того или иного композиционного решения вполне осознанно. Зная об этом, мы с вами можем лучше понять авторов.

3. Цвет

В религиозной живописи всегда имело большое значение символическое использование цвета. Например, синий считался цветом горнего, небесного мира. В одеждах именно такого цвета чаще всего изображалась Богородица. Цветом Христа же был красный — символизирующий жертву Спасителя.
Авторы картин со вполне себе светскими сюжетами тоже часто использовали цвета, чтобы подчеркнуть какую-то эмоцию, отразить психологическое состояние — своё или персонажей.

Например, вихри линий насыщенных, тёмных оттенков на картинах Эдварда Мунка создают ощущение тревоги, нагнетают напряжение. Так же, как зеленоватые, пугающие неестественностью лица героев картины.

4. Сюжет (или его отсутствие!)

Чаще всего в случае с фигуративной живописью проблем с расшифровкой сюжета не возникает. Даже если какие-то символы на полотне остаются непонятными, определить, что изображено на картине, не составляет труда. 

Другое дело абстракция — тут даже подготовленный зритель может растеряться. 

Воспринимайте непонятные линии, пятна и точки, как способ заглянуть в себя. Не пытайтесь выяснить, что хотел сказать автор! Сосредоточьтесь на том, что картина говорит вам. На чувствах и эмоциях, которые она вызывает.

Также не стоит оценивать умение художников-абстракционистов рисовать — это путь в никуда. Поверьте, такие мастера, как правило, отлично владеют техникой академического рисунка. Просто не видят смысла в том, чтобы использовать её при создании своих произведений — абстракционисты отказываются от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. 
Согласно исследованиям, на разглядывание одного экспоната среднестатистический посетитель музея тратит порядка девяти секунд. Надеемся, что, руководствуясь нашими советами, вы захотите задержаться подольше. Ведь каждая картина готова рассказать историю — нужно только остановиться и прислушаться.

На работе мы все покоряем вершины, творим невозможное и двигаем мир вперёд. Но работа — это ещё не всё, что есть в жизни! И, отказываясь от прочих её составляющих, мы крадём сами у себя.

Отдых — это очень важно! А насыщенный, полезный, раскрывающий новые горизонты отдых делает людей счастливее и продуктивнее. И в культурной столице логично отдыхать именно так. К тому же можно пригласить с собой делового партнёра (и провести удачную встречу) или маму (ну, либо просто порадовать её тем, какая вы духовно богатая личность).

Поэтому мы запускаем культурный раздел Web-Industry Club — чтобы сориентировать вас в многообразии вариантов правильного проведения досуга.

Здесь мы будем публиковать анонсы мероприятий, отзывы о фильмах и спектаклях, обзоры выставок, полезные материалы об искусстве и медиа. Хотите знать, как отдохнуть прицельно, приятно и нестыдно? Мы расскажем!

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»