Сайты. SEO.
Хочу сайт
Хочу SEO
Хочу лендинг (╯°益°)╯彡┻━┻ Хочу отдохнуть!
Потеряли исходники?
Контакты
+7 (812) 318-74-97

Офис в Санкт-Петербурге

hello@web-industry.pro Подробнее

Импрессионизм, кубизм, сюрреализм и другие: разбираемся в «-измах» с первого взгляда!

Хотите более уверенно чувствовать себя в музеях и галереях? Понимать, что имел в виду художник и почему он писал именно так, а не иначе? Раскроем секрет — иногда для этого достаточно определить, к какому направлению относится работа мастера. Чтобы облегчить вам задачу, мы подготовили памятку по распознанию основных «-измов» конца ХIX−начала XXI века.

Итак, начнём.

1. Импрессионизм

Когда существовал? В 1860−1900-е г.г.

Каков контекст? Таких привычных и милых сердцу каждого любителя искусства импрессионистов современники считали бунтарями, попирающими общественные устои. Ещё бы — ведь представители одного из первых модернистских течений посмели заявить, что повседневная жизнь обычных горожан и природные красоты куда интереснее античных сюжетов! А выхолощенным, манерным полотнам академистов противопоставили свои почти эскизные (по мнению критиков тех лет) работы, наполненные цветом и светом. 

Как узнать? Главная особенность, по которой можно отличить картины импрессионистов — раздельные мазки. Мы видим, как художник наносил краску на холст. Более того, если мы подойдем вплотную к произведению, то можем вообще не различить, что именно написано — перед глазами будут лишь хаотичные красочные всплески. Поэтому, чтобы понять сюжет, на картину нужно смотреть чуть издали.

Огромное внимание импрессионисты уделяли игре света и его воздействию на цвет — им важно было передать зрительное впечатление. Показать объект не таким, каким мы привыкли его представлять, а таким, каким видим на самом деле. Отсюда, например, вода, переливающаяся всеми цветами спектра, и фиолетовая земля. 

Знаковые художники: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро.

2. Пуантилизм

Когда существовал? В 1886−1900-е г.г.

Каков контекст? Название «пуантилизм» произошло от французского слова «point» — «точка». К началу 1880-х годов некоторым импрессионистам стало казаться, что запечатлеть игру света и цвета — недостаточно. И они пошли дальше — изобрели уникальную технику точечного нанесения краски, которая позволяет создавать невероятные оптические эффекты. 

Как узнать? Раздельные мазки, характерные для импрессионистов, не пропадают. Однако они становятся мельче и разделяют цвет на сегменты. На холст накладываются точки чистых цветов таким образом, чтобы при взгляде с определённого расстояния они сливались. Объекты на картинах выглядят объёмными, но при этом словно лишёнными веса и плотности. Будто состоящими из пикселей. Фигуры больше не передают трепет неуловимого мгновения, они кажутся застывшими в вечности. 

Знаковые художники: Жорж Сёра, Поль Синьяк.

3. Фовизм

Когда существовал? В 1904−1908 г.г.

Каков контекст? В 1905 году произошло яркое во всех смыслах событие — художники Анри Матисс, Морис де Вламинк и Андре Дерен представили публике работы, необычный колорит которых повергнул многих ценителей искусства в шок. Кричащие цвета словно были выбраны совершенно произвольно! Например, свою жену на картине «Женщина в шляпе» Матисс изобразил с кожей зелёного цвета. Такую экспериментальную живопись критики не оценили и тут же окрестили живописцев «les fauves» — дикарями. Отсюда и название направления — «фовизм». Фовисты считали, что цвету необходимо дать свободу — избавить его от описательной функции и позволить существовать на холсте в качестве самостоятельного декоративного элемента. 

Как узнать?

Для работ фовистов характерны:

- яркие, жизнерадостные цвета, использованные словно бы хаотично — без привязки к изображаемому предмету;
широкие, смелые мазки;
- нарочитая декоративность произведений: они созданы, чтобы радовать глаз своей сочностью;
- отсутствие сложных сюжетов: художники уходят от повествовательности, для них важнее личные высказывания. Эмоциональные переживания авторов буквально выплёскиваются на холст. 

Знаковые художники: Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен.

4. Кубизм

Когда существовал? В1907−1914 г.г.

Каков контекст? Основоположники течения — Пабло Пикассо и Жорж Брак.. Интересно, что название «кубизм» не отражает природу этой живописной техники. Никаких кубов там нет! Как и других объёмных фигур. Напротив, художники стремились продемонстрировать объект сразу с нескольких сторон, с разных ракурсов — для этого изображение должно было быть плоскостным и разобранным на составляющие. Представьте себе картонную коробку — чтобы увидеть все стороны разом, нужно расплющить её, разложить на клапаны. 

Художники полагали, что именно такой способ изображения вызовет у зрителя чувство узнавания, позволит показать, как человек видит на самом деле. Со временем расщепление объектов стало настолько сильным, что они начали сливаться с фоном. Тогда работы было решено дополнять реальными предметами, чтобы сделать композиции более понятными — художники создавали своеобразные аппликации. Например, Пикассо включил в свой «Натюрморт с плетёным стулом» настоящий кусок клеёнки — она имитировала сиденье плетёного стула. Этот метод получил название «синтетический кубизм». 

Как узнать?

К характерным чертам кубизма относятся:

- отказ от пространственной глубины: фигуры на картинах представлены в двухмерной проекции;
упрощение деталей;
- разложение объектов на геометрические формы;
- чёткость контурной линии;
- изображение объектов сразу с нескольких точек зрения;
- введение в картину реальных предметов. 

Знаковые художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак.

5. Супрематизм

Когда существовал? В1913−1920-е г.г.

Каков контекст? Родоначальник супрематизма — русский художник Казимир Малевич. Он считал создание и восприятие искусства духовной практикой, которая должна быть свободной от любых прагматических целей — будь то политические или социальные. Художник не должен рассказывать зрителю историю, поучать, воспитывать или развлекать, скорее зритель должен приложить усилие и расшифровать сакральное послание художника. 

Как узнать? Самое важное, что нужно знать о супрематизме: это искусство чистой геометрической абстракции. Абсолютно беспредметное и не стремящееся подражать реальному миру. Так что если вы видите геометрические фигуры насыщенных цветов, словно парящие над холстом — велика вероятность, что произведение создано именно в русле супрематизма. 

Знаковые художники: Казимир Малевич, Ольга Розанова, Эль Лисицкий.

6. Дадаизм

Когда существовал? В 1916−1922 г.г.

Каков контекст? Дадаисты — это такие анархисты от искусства, отрицающие всё и вся. Молодые художники сплотились на фоне протеста против Первой мировой войны. Они считали, что если разум и логика привели общество к такой ужасной катастрофе, лучше обойтись без них. Наоборот, за ориентиры нужно взять стихийность и иррациональность. Слово «дада» выбрано практически случайно за многозначность и предельную простоту. Например, в немецком языке «дада» значит «до свидания», а во французском служит для обозначения детского коня-качалки. Дадаисты заявляли, что искусство — это в первую очередь идея. И для её трансляции художник волен выбирать любые средства — в том числе и использовать различные предметы обихода. 

Как узнать? Сама суть произведений дадаистов — эпатаж, абсурд и провокация. Они изымали обыденные предметы из повседневности и помещали их в художественный контекст — объявляли произведениями искусства. Яркий пример — знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана, представляющий собой перевёрнутый писсуар. 

Знаковые художники: Марсель Дюшан, Ман Рэй.

7. Сюрреализм

Когда существовал? В 1924−1960-е г.г. 

Каков контекст? Создатель этого литературного и художественного движения Андре Бретон характеризовал сюрреализм, как «мысль, свободную от контроля разума и всяких моральных и эстетических принципов». Сюрреалисты считали, что люди должны освободиться от оков логики и рассудка, дать волю подсознательному, подавленным желаниям. Неудивительно, что вдохновение представители этого направления нередко искали в мире снов. 

Как узнать? Есть две ветви сюрреализма:

абстрактная — подразумевающая изображение загадочных биоморфных существ, как у Жоана Миро. Художник заменяет части тела людей конусами, шарами, треугольниками. Есть на его картинах и элементы чертёжной графики — прямые и пунктирные линии, показывающие связи объектов и направления их движения;
реалистическая — когда на полотнах мы видим реально существующие объекты, но их качества (вес, размер, материал и т.д.) изменены. Именно к этой второй ветви сюрреализма относится знаменитый Сальвадор Дали. На его картинах мы можем увидеть твёрдые предметы мягкими, расплавленными — как часы на картине «Постоянство памяти». 

Знаковые художники: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро.

8. Гиперреализм

Когда существовал? С 1970-х годов − по настоящее время.

Каков контекст? Гиперреалисты интересны тем, что они возрождают фигуративную живопись и скульптуру, которая, казалось бы, забыта бесповоротно и окончательно. И вот описательные произведения обретают новую жизнь! Правда теперь художники стараются добиться прямо-таки фотографической достоверности. Стремятся обнажить саму суть, природу человеческую. Персонажи максимально безэмоциональны, сюжет отсутствует — всё это для того, чтобы мы увидели людей без прикрас. Такими, какие они есть. Художники смело смотрят в лицо жизни и предлагают нам последовать их примеру. 

Как узнать? Изображения людей (неважно, объёмные или плоскостные) выглядят пугающе натуралистичными. Мы видим каждый волосок каждую морщинку! 

При этом некоторые из мастеров значительно изменяют масштабы изображаемых людей — портреты Чака Клоуза по размерам сопоставимы с рекламными щитами, а посетители выставок скульптора-гиперреалиста Рона Мьюека чувствуют себя то лилипутами, то, наоборот, великанами по сравнению с экспонатами.

Знаковые художники: Чак Клоуз, Рон Мьюек.
Конечно, мы рассказали вам далеко не обо всех направлениях в искусстве конца XIX−начала XXI века. Для этого мало и целой книги, не то что статьи! Но, хочется верить, что нам удалось заинтересовать вас и вдохновить на дальнейшие открытия! Ведь мир искусства такой огромный, что исследовать его можно бесконечно. И это тот случай, когда процесс гораздо важнее результата.

На работе мы все покоряем вершины, творим невозможное и двигаем мир вперёд. Но работа — это ещё не всё, что есть в жизни! И, отказываясь от прочих её составляющих, мы крадём сами у себя.

Отдых — это очень важно! А насыщенный, полезный, раскрывающий новые горизонты отдых делает людей счастливее и продуктивнее. И в культурной столице логично отдыхать именно так. К тому же можно пригласить с собой делового партнёра (и провести удачную встречу) или маму (ну, либо просто порадовать её тем, какая вы духовно богатая личность).

Поэтому мы запускаем культурный раздел Web-Industry Club — чтобы сориентировать вас в многообразии вариантов правильного проведения досуга.

Здесь мы будем публиковать анонсы мероприятий, отзывы о фильмах и спектаклях, обзоры выставок, полезные материалы об искусстве и медиа. Хотите знать, как отдохнуть прицельно, приятно и нестыдно? Мы расскажем!

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»