Сайты. SEO.
Хочу сайт
Хочу SEO
Хочу лендинг (╯°益°)╯彡┻━┻ Хочу отдохнуть!
Потеряли исходники?
Контакты
+7 (812) 318-74-97

Офис в Санкт-Петербурге

hello@web-industry.pro Подробнее

Ликбез по иммерсивному театру: погружаемся с умом!

Развитие VR и индустрии гейминга с всё более реалистичными и сложно организованными играми влияет на запросы публики: пассивное созерцание уже не устраивает нынешнего зрителя. Ему нужно больше свободы и вовлечения — чтобы не заскучал. Отсюда успех разного рода иммерсивных театральных проектов. Английское слово immersive переводится как «погружение», и оно хорошо описывает опыт, который такой театр предлагает аудитории: она как бы оказывается внутри действия.

Несмотря на то, что разработки этого формата в Европе ведутся уже почти полвека, а в России — около полутора десятилетий, для широкого зрителя он всё ещё в новинку. Поэтому иммерсивным называют любой спектакль, который предлагает зрителю отличные от традиционного способы существования (к тому же слово такое — красивое и модное). На самом деле, если разобраться в теории, стоит разбить все подобные опыты на три большие группы:

- собственно иммерсивные;
- партиципаторные;
- променады (бродилки).

Иммерсивные спектакли

В обыкновенном театре зритель сидит за прозрачной, но непроницаемой «четвертой стеной» и просто наблюдает. И даже если в какой-то момент актёры эту стену ломают, напоминают всем, что они актёры и напрямую обращаются к публике, она остаётся сидеть в собственных креслах и ни на секунду не забывает о том, что находится в театре. Совсем другое дело — иммерсив, который впускает публику внутрь спектакля. Это как если бы вы шагнули из зала на сцену и поняли, что она-лишь малая часть другого мира, лежащего за границей рампы. И этот мир можно исследовать, а вся бутафория на самом деле — настоящая.

Самый известный пример — нашумевшие «Безликие», приквел московских «Вернувшихся», которые, в свою очередь, сделаны по образу и подобию шоу Sleep no more от британских пионеров жанра, театральной компании Punchdrunk. Sleep no more — это прочтение шекспировского «Макбета» в духе Хичкока, Кубрика и Линча. Вместо зала и сцены — заброшенный особняк, оформленный как лабиринт воплощённых ночных кошмаров: блуждая по нему, можно угодить в отель 30-х годов, психиатрическую клинику, на кладбище... На каждом зрителе — белая венецианская маска, которую нельзя снимать. Ещё нельзя трогать актёров и взаимодействовать с ними (если они сами этого не делают) и передвигать некоторые важные для сюжета предметы. В остальном — полная свобода! Ощущение реальности происходящего в сочетании с элементом вуайеризма щекочет нервы: это не спектакль, это настоящее приключение!

Всё это похоже на видеоигру: зритель находится внутри, но остаётся наблюдателем и не влияет на ход сюжета. Есть сценарий, есть конкретный итог — до него нужно просто дойти. Зато иногда его на этом пути или в его финале ещё и угощают.

Что похожего можно посмотреть?

В Петербурге — «Безликие», «Последний масон».
В Москве — «Вернувшиеся», «Зеркало Карлоса Сантоса», «На трубе», «Пиковая дама».

Партиципаторные спектакли

Слово paricipation переводится как «участие», иначе такой театр называет интерактивным. Здесь можно разговаривать с актёрами, физически с ними взаимодействовать, примерять на себя какие-то образы — и влиять тем самым на развитие сюжета. Причём в разной степени:

- где-то зрители определяют сам ход действия (как в спектаклях проекта «Квартира», где главное — ситуация общения гостей и актёров — профессиональных и нет);
- где-то наполняют по собственному желанию композиционную рамку спектакля: сценарий определён, но что будет внутри — зависит только от зрителей (как в «Комиссии», где смельчаки поступают в театральный вуз, или в проекте «Агрегация», который практически целиком состоит из записанных и анонимно произнесённых людей о том, что они хотят сказать и услышать);
- где-то влияют на выбор финала (как в эксперименте «Пожалуйста, дальше. Гамлет», который привозили в Петербург на фестиваль «Точка доступа»: в нём присяжные из зрительного зала выносили приговор Гамлету, как в настоящем суде).

Что похожего можно посмотреть?

В Петербурге: «Квартира. Разговоры», «Исследование ужаса», «Комиссия» (только нужно брать билет категории «абитуриент»), «Завтрак для чемпионов».
В Москве: «Агрегация», «Морфеус», £¥€$ (ложь), «Москва 2048».

Внимание! Только до 14 декабря в Петербурге проходят показы впечатляющего партиципаторного спектакля «Игрушки» от всемирно известной датской театральной компании SIGNA. И у нас есть промокод, по которому все билеты на него стоят по 2500 рублей: SIGNASECRET. Только поторопитесь — их всё меньше.

Спектакли-променады

Иммерсивный или партиципаторный спектакль тоже может быть променадом (когда вас ведут по особняку), но мы здесь говорим именно об уличных бродилках, которые не вас переносят в другой мир, а сами происходят в вашем: реальность меняется, стоит надеть наушники. Например, в спектакле «Другой город» Pop-up театра на визуальный ряд Петербурга накладываются звуки Амстердама, Парижа и Венеции, меняя представление участников о городском пространстве. А в «Задержанном» от тех же создателей зрители следуют за простым советским милиционером из бара в бар на улице Рубинштейна, расследуя дело злостного нарушителя общественного порядка — Сергея Довлатова. Ну, а самые известные и достойные доверия в этой сфере — опыты немецкой группы Rimini Protokoll под названием Remote X (где X-название города).

В подобных театральных представлениях частенько сами зрители оказываются спектаклем для удивлённых прохожих — а это тоже интересный опыт и безопасный выход из зоны комфорта.

Что похожего можно посмотреть?

В Петербурге: «Другой город», «Задержанный», «Маршрут старухи». А ещё интересные бродилки часто привозят на летний фестиваль искусств «Точка доступа».
В Москве: «Неявные воздействия», «Рейв 228», спектакли «Мобильного художественного театра».
Иммерсивный театр — это возможность на несколько часов забыть о реальности, под другим углом взглянуть на жизнь, иначе увидеть привычное окружение, пощекотать себе нервы, прочувствовать момент... В общем, это точно стоит внимания. Тем более, что количество подобных проектов будет только расти.

На работе мы все покоряем вершины, творим невозможное и двигаем мир вперёд. Но работа — это ещё не всё, что есть в жизни! И, отказываясь от прочих её составляющих, мы крадём сами у себя.

Отдых — это очень важно! А насыщенный, полезный, раскрывающий новые горизонты отдых делает людей счастливее и продуктивнее. И в культурной столице логично отдыхать именно так. К тому же можно пригласить с собой делового партнёра (и провести удачную встречу) или маму (ну, либо просто порадовать её тем, какая вы духовно богатая личность).

Поэтому мы запускаем культурный раздел Web-Industry Club — чтобы сориентировать вас в многообразии вариантов правильного проведения досуга.

Здесь мы будем публиковать анонсы мероприятий, отзывы о фильмах и спектаклях, обзоры выставок, полезные материалы об искусстве и медиа. Хотите знать, как отдохнуть прицельно, приятно и нестыдно? Мы расскажем!

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»